2019
05.03
Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании:
Материалы XXIX Международной научной конференции. Москва, 13–15 апр. 2017. стр. 202-205
 

А.К. Круглов

К вопросу о типологии русского переплета: переплет «в затылок»

Apropos of the typology of Russian bindings: Half leather bindings with bare boards.

К вопросу о типологии и периодизации русского средневекового переплета впервые обратился С.А. Клепиков, который опирался на внешне очевидные признаки: выделка кожи, характер тиснения, наличие металлических украшений. Отмечался только один конструктивный элемент: в течении XV века на смену «ременному креплению» досок к блоку приходит «шнуровое крепление». Недостаточность и ошибочность такого описания конструктивных элементов переплета «в силу отсутствия профессиональных навыков» и «временный и случайный характер» интереса к этому 202
 203
¦ материалу уже отмечались литературе. (Мокрецова И.П. Древнерусский обиходный переплет по материалам Синодального собрания РГАДА // Художественное наследие. № 19. 2001. С. 31.)

То, что из всех признаков, характеризующих переплет, в качестве одного из основных было выбрано именно тиснение, обусловлено, несомненно, опытом работы над альбомами филиграней, которые Клепиков начал публиковать с начала 50-х годов. Позже надежды на использование оттисков от штампов для датировки и локализации переплетов, было подвергнуто сомнению.

В упомянутой выше статье был предложен подход, основанный на опыте реставрационной работы и интересе к конструктивным элементам переплета. (Там же. С. 34.) В качестве основного признака определяющего тип переплета было предложено использовать способ шитья и только во вторую очередь элементы оформления переплета. Побуждение к развитию переплетного ремесла в истории обусловлено стремлением избежать осознаваемых недостатков в конструкции переплета. Внимание к этому аспекту позволяет на новом уровне поставить вопрос о типологии и истории переплета (Круглов А.К. К вопросу о типологии русских переплетов пергаменных рукописей: техника шитья XIV–XV вв. // Специальные исторические дисциплины. Вып. 2 / Отв. ред. Б.Л. Фонкич. М., 2017, в печати).       [статья опубликована]

Подход, основанный на рассмотрении конструктивных элементов, позволяет не только изучить сам переплет, но закладывает основу для выработки языка кодикологического описания адекватного объекту и может быть расценен как подготовка предметной базы специальных исторических исследований. Результаты подобного исследования необходимы и в практике научного подхода к обеспечению сохранности и реставрации средневековых рукописей. В исследовательской практике, как и в быту, основания типизации определяются в зависимости от поставленных целей. Множество возможных вариантов типизации не порождает ни хороших, ни плохих типологий, но есть типологии, не отвечающие заявленным целям.

Изучение кодекса как нетекстового источника исторических сведений должно опираться на признаки значимые во время создания и исторического бытования рукописи. То есть необходимо соотнести нашу типологию с представлениями создателей и пользователей рукописи.

Для средневековых переплетов значимыми признаками были, прежде всего, признаки обеспечивающие сохранность, и в меньшей степени (для обиходных переплетов) – признаки, отражающие особенности внешнего вида. До оформления подчас просто «руки не доходили». Этим объясняются пустые места, оставленные для отсутствующих заставок и миниатюр, нераскрашенные инициалы и обилие так называемых переплетов 203
 204
¦ «в затылок» или «в пятку», которые являются функционально полноценными переплетами, оставленными без оформления.

Строя типологию, основанную на конструктивных признаках, из которых основной – шитье (переплетание), приходится признать, что переплеты «в затылок» – не являются отдельным типом переплета, подобно тому, как пустые места вместо заставок и нераскрашенные инициалы, обозначенные только контурами, не являются особым типом или стилем оформления.

Переплеты «в затылок» внешне просты и однотипны: доски в размер блока и кусок кожи, покрывающий корень и доски на одну треть или около этого без заворотов на внутреннюю сторону досок. Доски не имеют ни желобков, ни скосов на ребрах. Капталов нет. Крайне редко можно встретить тиснение. Застежки делались всегда самым простым способом: деревянные спни на лицевой поверхности верхней доски и ремень с прорезью-петлицей на нижней.

Такие переплеты встречаются достаточно часто на рукописях XV-XVI вв. Большинство из них шито цепочкой, т.е. без швальной опоры.

Переплет «в затылок» может быть в любой момент «доработан» до нормально оформленного переплета. Для этого не надо ничего из уже сделанного удалять, достаточно срезать деревянные спни на верхней крышке. Затем изготовить каптал, одеть переплет кожей (поверх той, что уже покрывает корень), сделать тиснение и прикрепить металлические застежки на ремнях и м.б. прибить жуки. Вместо кожи можно использовать ткань.

Вполне возможно, что переплет «в затылок» был этапом бытования многих наших рукописей. На это с уверенностью будет указывать загрязнение досок под покрытием, в тех случаях, когда это можно увидеть. Возможно, такой переплет был столь же обычен для изготовленных на продажу рукописей, как в более позднее время продукция печатного двора распространяемая «в тетрадях», о чем свидетельствуют описи XVI-XVII вв.

Некоторые переплеты, которые в современных описях определяются, как «в затылок», когда-то имели полное тканевое покрытие, утраченное позже вместе с клеем, который может чисто съедаться насекомыми и микроорганизмами в неотапливаемых или нерегулярно отапливаемых помещениях. Кожаное покрытие оставляет более заметные следы.

Если корень рукописи имеет под кожей оклейку холстом, это может говорить о том, что переплет был изначально исполнен как «до конца оформленный». В тех редких случаях, когда мы имеем «затылок» оклеенный холстом, следует подозревать скорее утрату покрытия, чем изначальный переплет «в затылок».

К концу XVI в. переплетчики в России стали переходить к шитью книг на шнурах или ремнях с использованием швального станка. Такие 204
 205
¦ переплеты следует отнести к типу, который в англоязычной литературе принято называть готическими. Переплеты «в затылок» шитые на шнурах или ремнях встречаются значительно реже, в основном это ремонт рукописей более раннего времени. Редкость таких переплетов можно объяснить тем, что шитье на опорах требует иного типа крепления досок, и простая оклейка корня и части досок уже не будет полноценным долгоживущим переплетом.

 

PS: Уже после публикации тезисов были найдены записи на рукописях подтверждающие высказанное мнение о том, что переплеты «в затылок» могли быть этапом оформления переплетов многих наших рукописей.

«72. Не позже 1587 г. Лествица Иоанна Синайского (№ 227), см. № 53. На внутренней стороне передней корки переплета наклеен кусочек бумаги с надписью полууставом:
"Преже сего была сия в затылку, переплел ея архимарит Христофор своими руками трудолюбивама".
Христофор был архимандритом Чудова монастыря в 1579-1587 гг., но сам переплет новый, XVIII в.»

(М.Н. Тихомиров. Записи XIV-XVII веков на рукописях Чудова монастыря Археографический ежегодник за 1958 г. М. 1960. стр. 24.)


На первом и втором переплетных листах рукописи «Жития Григория, епископа Омиритского, и прение его с учителем иудейским Ерваном», 4°, (Кир-Бел.24/1263) есть одинаковые скорописные записи (вторая сильно смазана): была в затылок. Рукопись написана в 1565-1566 году монахом Васьяном повелением бывшего суздальского епископа Афанасия (Палецкого). Ныне рукопись в переплете XVII века, скорее ближе к концу века.

 
 
Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании:
Материалы XXIX Международной научной конференции. Москва, 13–15 апр. 2017. стр. 202-205