РЕСТАВРАЦИЯ
В статье приводится краткий очерк эволюции западноевропейской переплетной техники, начиная со времени появления кодексов до XVI века. Особое внимание уделяется возникновению швальной опоры, а также появлению кругленого корня и его влияния на бытование книги. Обсуждаются следствия этих нововведений для сохранности пергаменных рукописей. Критическое изучение переплетной техники помогает понять ошибки переплетчиков прошлого и обосновывает более безопасные подходы к реставрации рукописей. Утверждается, что в некоторых случаях консервационный переплет является честным и предпочтительным решением.
Большинство специфических проблем, с которыми сталкивается реставратор при работе с книгами второй половины XIX – начала XX вв., являются следствием книгоиздательской ситуации рубежа XIX–XX веков.
- Переплетное ремесло на рубеже XIX-XX веков
- Реставрация «Четвертого путешествия» Пржевальского
- Исправление железного шитья: реставрационное шитье книги собранной на железных скобах
- Изготовление нового переплета к Евангелию XIX века
- Ремонт переплета современного напрестольного Евангелия
Издание содержит под одной обложкой описание реставрации и предварительные итоги изучения рукописи. Подобное сотрудничество реставраторов и исследователей рукописи до сих пор, по прошествии более полувека, остается явлением нечастым. Кодикология и реставрация, как правило, разведены как не связанные между собой области человеческой деятельности. Реставраторы, не представляя значения памятника, не отмечают в реставрационном паспорте сведения, которые могут заинтересовать исследователя, а исследователи слишком часто не знакомы с технологической стороной бытования и сохранения источников своих исследований.
Задача настоящей работы – краткий обзор реставрации средневековых рукописей в России на примере памятников, прошедших реставрацию во ВНИИР – ГосНИИР, а также оценка методов, практиковавшихся в наших мастерских и лабораториях.
Питер Уотерс (1930-2003) – выдающийся специалист в области консервации и реставрации библиотечных фондов. В 1988-1999 гг. оказывал практическую помощь в ликвидации последствий пожара и восстановлении коллекций Библиотеки Академии наук. Основное внимание в книге уделено вопросам фазовой консервации и сохранности библиотечных и архивных материалов. В том числе есть воспоминания о работе по ликвидации последствий флорентийского наводнения 1966 года и пожара 1988 года в Библиотеке РАН.
Материал был доложен на Междисциплинарной научно-практической конференции «Книжные памятники в аспекте сохранности» (Москва 15-17.10.2019) организованной ВГБИЛ им. Рудомино и Центром ИФЛА для стран СНГ и Восточной Европы. Доклад вызвал значительный интерес. Кто-то из сотрудников РГВИА, из присутствующих на конференции возмутился тем, что рассказывается о делах 20-ти летней давности, в то время как у них теперь все по-другому. К сожалению, как обычно случается с подобными темами, обсуждения не получилось.
А обсуждать есть что. Во-первых, это наша история. Так работали во всех, или почти во всех библиотеках и архивах в России и не только. Мною было замечено в одном из архивов Петербурга, правда на небольшом материале, что до войны работали более ответственно, в книги прошедшие ремонт вложен лист с кратким описанием и подписями трех человек, каждый расписался за свою часть работы. После войны этого уже не было. Во-вторых, в некоторых местах еще продолжают так работать. В-третьих, что делать с этим наследием. Прекрасный документ, который не утратил своего значения и по сей день.
В приложении к докладу опубликована опись переплетной мастерской 1723 года, которая может заинтересовать исследователей переплетного ремесла: "В Государственную военную каллегию ис Казначейской канторы. Доношение".
В.И. Егоров является главным специалистом Отдела обеспечения сохранности государственного учета документов, Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) в Москве.
•••
Здесь необходимо заметить, что мы не упрекаем наших предшественников в использовании технологий, свойственных их времени. Такая претензия была бы не историчной. Принадлежность ко времени не повод к упрекам. Но критика, то есть рассмотрение того, что и как было сделано, не только уместна, но и необходима, если мы не отказываемся от попыток решения проблемы.