03.20
Материалы были представлены на семинаре «Реставрация средневековых рукописей»,
состоявшемся 19-21 марта 1997 г. в Российском государственном гуманитарном университете.
И.П. Мокрецова (ГосНИИР), Г.З. Быкова (ВХНРЦ)
Реставрация средневековых рукописей в России:
достижения и недостатки
Средневековый кодекс следует рассматривать не только как памятник письменности, но и как памятник изобразительного искусства (имея в виду его миниатюры или иллюминации), как памятник прикладного искусства (имея в виду его переплет, все равно, оригинальный или поздний), как памятник материальной культуры средних веков (имеется в виду пергамент и составные части переплета — дерево, кожа, металл).
Средневековая (и не только средневековая) рукописная книга представляет собою проблему для реставрации, так как не является "неподвижным" музейным объектом, запрятанным в витрину или шкаф для хранения. Она, хотя и редко, но выдается на руки читателям или исследователям, которые ее, естественно, подвергают всевозможным манипуляциям — перелистывают, подсчитывают количество тетрадей, количество листов в тетради, расстегивают застежки (если они имеются), развязывают и завязывают специальные тесемки и т.п. Если же в рукописи есть миниатюры, представляющие особый интерес для историков искусства, то она подвергается еще более интенсивному пользованию и износу. Поэтому рано или поздно неизбежно возникал вопрос о необходимости ремонта или реставрации всего кодекса или его отдельных элементов.
Но еще в конце XIX в. после радикальных реставрационных, точнее реконструкционных, работ в области архитектуры возникло понятие "консервация", отражающее более сдержанное и осторожное отношение к памятнику. В последние годы появилось новое понятие — "превентивная реставрация" или, точнее, "превентивная консервация", предусматривающая еще большее ограничение действий реставраторов.
История реставрации рукописных книг в России (и не только в России) пока еще не написана. По-настоящему лишь в последние годы стали обсуждаться проблемы реставрации и консервации средневековых рукописных памятников в их теоретическом аспекте — главным образом, в связи с особым интересом к историческому переплету. Это — очень интересный и объемный материал, который ждет своих исследователей.
Задача настоящей работы — краткий обзор реставрации средневековых рукописей в России на примере памятников, прошедших реставрацию во ВНИИР — ГосНИИР, а также оценка методов, практиковавшихся в наших мастерских и лабораториях.
Среди основных проблем, в разное время возникавших при реставрации средневековых пергаментных рукописей, — распрямление деформированною пергамента, его очистка, устранение разрывов и утрат; укрепление разрушенного красочного слоя (надо отметить, что в этом случае речь идет именно о консервационной операции); реставрация переплета, с которой связано множество задач, например, такая трудно решаемая, как смягчение пересохшего кожаного покрытия.
Большинство приемов реставрации, разработанных в прошлом, вошло в современную практику. Более поздние нововведения касались главным образом материалов, оборудования и т.п. Принципиально новым является проведение научных исследований, помогающих подобрать соответствующие методы и материалы для реставрации и дающих исследователям в области кодикологии богатый фактический материал, а также возникающие в последние годы дискуссии об этических принципах и нормах вмешательства в реставрируемый памятник.
В прошлом в качестве реставраторов рукописных книг выступали профессиональные переплетчики, обслуживавшие ту или иную библиотеку. Средневековая и более поздняя реставрация ограничивались в лучшем случае перешиванием неотреставрированного, часто деформированного, пергаментного блока, заклейкой разрывов (чаще всего бумагой). Красочный слой практически не укреплялся (хотя встречаются очевидные попытки к этому — например, покрытие осыпающихся участков клеевой пленкой), иногда на осыпавшихся участках миниатюр делались тонировки. Но основным "реставрационным" приемом являлся ремонт переплета, который изнашивался раньше остальных элементов книги, а чаще — изготовление нового переплета.
Документальные сведения о реставрации отечественных рукописных собраний, проводившейся в прошлом, пока не изучены, но следы и последствия таких реставрационных или ремонтных работ можно наблюдать и сегодня. Налицо даже попытки воплощения оригинальных идей, цели которых близки современной "превентивной" реставрации или консервации. В качестве примера можно вспомнить работы, проведенные в конце XVIII или начале XIX вв. в отношении драгоценного собрания древних рукописей из собрания Корби в Петербургской Публичной библиотеке. На эти рукописи, представляющие собой толстые пергаментные блоки в массивных грубоватых досках, были изготовлены деревянные футляры с прочными медными застежками. Почти столетие рукописи сохранялись в таком виде. Однако появление 24
25¦ центрального отопления, вызвавшее резкое изменение температурно-влажностного режима, ускорило возникновение деформации пергамента с последующим "разбуханием" блока. Это, в свою очередь, привело к полному разрушению деревянных футляров.
В настоящее время стало ясно, что основной причиной подобных явлений является деформация пергамента. Этот случай подтверждает очевидный вывод, который следует из результатов этого "консервационного" мероприятия, — деформированный покоробившийся пергамент необходимо предварительно распрямлять. Эту проблему — распрямление пергамента, притом самым безопасным методом — тем, который у нас принято называть "отдаленным увлажнением", решали уже в XIX в., но в реставрации не рукописных книг, а графики, т.е. отдельных листов.
Методом отдаленного увлажнения постоянно и успешно пользовались в Российской национальной библиотеке С.-Петербурга. В конце 1950-60-х гг. реставраторами тогдашней Библиотеки им. В.И. Ленина был предложен и почему-то получил большое распространение метод смягчения пергамента с помощью спирто-водного раствора мочевины с последующим жированием, рассчитанный прежде всего для смягчения дубленой кожи. Последствия его использования не всегда оказывались безобидными для пергамента, делая его прозрачным, а в дальнейшем хрупким.
Пергаментные листы рукописей распрямляли, не укрепляя при этом красочный слой миниатюр. Такую задачу даже не ставили, считая, что прессование листов после увлажнения укрепляет и отстающие краски. К сожалению, в действительности этого не происходило, и в настоящее время мы наблюдаем, как разрушаются миниатюры и инициалы такого знаменитого памятника, как Остромирово Евангелие XI в., листы которого были распрямлены, но из ложных принципиальных соображений не переплетены. Распрямленные, но не сшитые листы пергаментного блока постепенно возвращаются в свое прежнее деформированное состояние, что указывает на необходимость обязательно сшивать их в тетради и переплетать.
Что же касается укрепления красочного слоя, то до появления в реставрационной практике синтетических материалов делались безуспешные попытки укреплять осыпающуюся живопись на пергаменте натуральными материалами — чаще всего рыбьим клеем, яичным белком или камедью (в 1940-50-х гг.).
Короче говоря, при наличии в наших собраниях огромного числа средневековых рукописных памятников на пергаменте, пребывающих в разной степени разрушения, рано или поздно должен был возникнуть вопрос не просто об их реставрации, а о реставрации комплексной, включающей, когда это требуется, реставрацию всех или определенных элементов рукописи. Подобная реставрация, конечно, предусматривает знакомство с материалами и техникой средневековой книги, а это, в свою очередь, требует участия в ней помимо реставраторов различных специалистов — искусствоведов, тех специалистов, которых в настоящее время принято называть кодикологами, а также химиков, физиков, биологов, фотографов и т.п.
При реставрации рукописей возникает масса проблем, решать которые один реставратор не может и не должен. Как правило, в работе над средневековым кодексом должны участвовать реставраторы различных специальностей — по пергаменту, живописи, переплету. При этом они должны руководствоваться специальным заданием и требованиями, разработанными на реставрационном совете при участии хранителя, палеографов, историков искусства и др. Именно таким образом была организована в свое время работа над рукописями во ВНИИР (в 1960-70-х гг.), что дало возможность разработать метод комплексной реставрации рукописных памятников, включивший в себя обязательное всестороннее исследование их, тщательный подбор методов и материалов для реставрации. При этом, на основании проведенных испытаний и длительного отбора, для распрямления пергамента было отдано предпочтение традиционному "отдаленному увлажнению", а для укрепления красочного слоя — новым синтетическим материалам.
Были разработаны принципы реставрации средневековых переплетов, а для реставрационных переплетов разрабатывались специальные конструкции.
За 30 лет реставрационной практики сотрудники Отдела реставрации рукописей ВНИИР — ГосНИИР, а теперь также аналогичный отдел в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отреставрировали значительное число рукописных памятников из собраний Москвы, Петербурга, Киева, Риги, Львова.
В настоящее время реставрация рукописных памятников начинает основательно входить в сферу интересов специалистов в области реставрации библиотечных материалов и художественной графики. Подходы этих специалистов к решению одних и тех же задач бывают различными. Но сейчас среди тех и других, по разным причинам, наметился особый интерес к старым традиционным материалам. Иллюстрацией к этой тенденции являются и некоторые сообщения, представленные на семинаре. Одновременно были обсуждены и перспективы использования для реставрации рукописей синтетических материалов.
Литература:
26 6. Быкова Г.З., Мокрецова И.П. Средневековая книжная миниатюра на пергаменте, ее сохранность и реставрация // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1971. Вып. 26. С. 51-83.