04.22
Материалы XXXII Международной научной конференции. Москва, 11–12 апреля 2019. М. 2019. стр. 218-221.
А.К. Круглов
К вопросу о раннем периоде использования бумаги на Руси
На рубеже XIV–XV вв. у восточных славян пергамен как основной материал для письма замещается бумагой. Поскольку начальные стадии новых явлений не доходят до исследователя или доходят крайне отрывочно, будем говорить не о начале использования бумаги, а о раннем периоде, от которого мы уже имеем некоторое количество памятников. «Ранним периодом» будем называть период, в продолжение которого происходит технологическое освоение нового материала. К этому вполне определенному (в аспекте технологии) периоду относим те памятники, которые демонстрируют затруднения в использовании нового материала.
Эти затруднения возникают в связи с тем, что бумага по своим физико-химическим свойствам сильно отличается от пергамена. Будем рассматривать только те затруднения в использовании бумаги, которые привели к изменению конструкции переплета.
Первые славянские рукописи на бумаге были собраны «впрокладку». Тетради этих рукописей состоят из двух пергаменных бифолиев, между которыми расположены бумажные бифолии (обычно два). То есть первый и четвертый бифолии из пергамена, а второй и третий бумажные. Одна из таких рукописей — Архивская Лествица (РГАДА, ф.181, № 452), которую считают древнейшей восточнославянской по языку рукописью написанной на бумаге.[1] Датируют эту рукопись весьма широко от второй половины XIII до 80-х годов XIV века. Известно подробное описание состава тетрадей еще двух рукописей «впрокладку». Это Диоптра 1388 г. (ГИМ, Чуд.15) и Диоптра вт. чет. XV в. (Любляна, собр. Копитара № 14).[2] Таким же образом собрано Тырновское Евангелие 1273 г. (Архив ХАЗУ, III.а.30).[3]
Причина такой конструкции — опасение, что швальные нити могут прорвать бумагу. Поэтому создатели рукописи располагали по краям тетрадей пергамен, который сложно порвать, в то время как бумага рвется легко. Потребовалось время, чтобы привыкнуть к чисто бумажным тетрадям, которые при бережном использовании оказались достаточно прочны.
Каким образом были шиты все эти рукописи, в описаниях не указывается. Но учитывая происхождение их с Балкан — Константинополь, Афон, Сербия, Болгария — можно думать, что изначально они были шиты так называемыми византийскими цепочками.
Перейдем к рассмотрению рукописей созданных на Северо-Западе Руси.
Трифоновский сборник (РНБ, Соф.1262) рассматривают как эталон псковского говора рубежа XIV–XV в. Первая тетрадь сборника целиком состоит из пергаменных листов, еще в семи тетрадях есть по одному пергаменному бифолию или по 3–4 одинарных пергаменных листа. Еще семь тетрадей чисто бумажные. То есть, в этой рукописи более половины тетрадей содержат пергамен, который укрепляет тетрадь независимо от своего расположения в тетради. Несистематичность использования пергамена можно объяснить черновым характером рукописи и возможными утратами некоторых листов из-за плохой сохранности рукописи.[4]
Интересна рукопись, написанная целиком на бумаге, но однозначно относимая нами к «раннему периоду». Это Патерик скитский с Пандектами Никона Черногорца. (Погод.267) По филиграням рукопись датируется 80-90-ми годами XIV века.[5] В орфографии рукописи присутствуют особенности новгородского диалекта. Рукопись написана неопытными писцами, о чем говорят невыработанные почерка, небрежная нумерация тетрадей и плохое оформление всей рукописи.[6] Внутренний лист каждой тетради этой рукописи укреплен узкой полосой пергамена приклеенной изнутри в сгибе листа. То есть создатели этой целиком бумажной рукописи так же не доверяли бумаге, как создатели балканских «раннебумажных» кодексов.
Рукопись неопытных писцов переплетена весьма опытным переплетчиком, в этом убеждает сходство переплета по технике исполнения с другими Новгородскими переплетами того времени. Например, пергаменные минеи Софийского собора,[7] написанные по архиепископским благословениям, отличаются от Патерика с Пандектами только несущественными деталями оформления. На минеях есть литые из медного сплава накладки и простой шитый льном каптал. На Патерике нет накладок, но есть более роскошный (технически такой же) шелковый многоцветный каптал. Переплетчик Патерика по своим навыкам не отличался от тех, которые работали для Софийского собора.
У создателей двух последних рукописей – Псковской и Новгородской – были особые причины не доверять бумаге. Оба кодекса шиты, как я это называю, «особным» образом, как шили в то время все или большинство рукописей на Северо-Западе Руси. Описание этого способа шитья есть в сборнике «Специальные исторические дисциплины» изданном в прошлом году.[8] При таком шитье швальная нить захватывает лишь небольшие участки тетрадей напротив ремня, поэтому такое шитье может быть долговечным только при прочном материале. Укрепленные пергаменной полосой тетради прочно держатся в блоке, но из-за разной упругости на изгиб пергамена и бумаги там, где заканчивается пергамен, образуется излом и лист бумаги может разорваться.
Приведенные примеры демонстрируют, поиск способов надежного шитья бумажных тетрадей, в результате которого на Северо-Западе Руси вернулись к шитью византийскими цепочками, от которых отказались к середине XIV века.
Переход к шитью цепочками закончился в России к концу XV века. Этот переход происходил синхронно «второму южнославянскому влиянию», но без органической связи с этим многосоставным процессом. Смена переплетной техники вслед за сменой материала для письма стала результатом творческого поиска в решении чисто технической проблемы. Разумеется, творческий поиск не отрицает заимствование существующего у соседей опыта.
Материалы XXXII Международной научной конференции. Москва, 11–12 апреля 2019. М. 2019. стр. 218-221.