05.02
V. Выводы
V. ВЫВОДЫ
Заканчивая на этом наш краткий очерк по истории русского переплета, необходимо подвести итоги и сделать выводы.
1. В истории русского художественного переплета необходимо различать две основные линии развития искусства одеяния книги — церковную и гражданскую.
2. Первая линия, как в обиходных, так и в окладных переплетах, восходя истоками к XII-XIII вв., шла самобытным путем, черпая материалы для орнаментальных украшений в богатейшей сокровищнице — русского национального орнамента.
Как мы показали в нашей работе, не только художественная обработка переплета, но и сама технология переплета была самобытна, отличалась высокой культурой и была закреплена в «Подлиннике о книжном переплете».
3. Наибольшего расцвета эта линия достигла к середине второй половины XVI в., после чего выработалась твердая традиция, которая с небольшими отклонениями дошла до 1917 г.
4. Вторая линия развивалась в борьбе между национальным направлением в переплетном мастерстве и искусственно насаждаемым придворными кругами, крупным дворянством, а позднее крупной буржуазией — западноевропейским. Истоки этой линии следует искать во второй половине XVII в. в немецкой слободе Москвы.
5. В XVIII в. в результате борьбы двух течений выработался свой стиль, нашедший отражение в переплетах библиотеки Зимнего дворца, Академии наук, великокняжеских и др. Лучшие образцы этого стиля относятся к концу XVIII — началу XIX вв.
165
166 6. В 40-50-х гг. XIX в. сложился особый петербургский стиль с беспредметным смешанным (золотым и слепым) тиснением. Заслуживают внимания попытки московских мастеров М. Хитрова, Барраша и М. Петрова найти собственный стиль, которые не были поддержаны потребителем.
7. В конце XIX — начале XX в. индивидуальное переплетное искусство деградировало под влиянием верхушки буржуазии, требовавшей роскоши во что бы то ни стало, в ущерб художественному качеству.